«Краткая иллюстрированная история будущего»

Краткое предуведомление:
На протяжении изрядной вереницы лет слышу унылые интеллигентские
стенания, доходящие порой до истерических взвизгов, сетования
на то, что все «в этой стране» плохо, что упадок, развал, деградация
и неизбежные множественные бедствия. Хотелось бы указать, что
«наряду с недостатками имеются ответственные товарищи». Я это
не к тому, чтобы опровергать правоту высказываний типа «все ужасно!
В какой дыре мы живем!», а просто подчеркнуть, что ужасны, во
всяком случае, достойны сожаления прежде всего эти вопли, стоны
и скулеж, а также персоны, их издающие. Бытие есть, небытия —
нет. Поэтому поведу речь о том, что заслужило внимание, а не об
обратном.


Название «ДЭЗ №5» производит немного комическое впечатление.
Большинство
городских жителей знает, что такое ДЭЗ и предполагает, что представляют
собой кружки и студии, которые существуют иногда при них. «Что
такое “детская художественная студия”? Это когда несостоявшийся
малевич учит ребенка быть васнецовым. Умиление пополам с зевотой»

(Николай Малинин).
Не хотелось бы вдаваться в незнакомый мне предмет профессиональной
детской педагогики, дошкольного воспитания, однако даже мне очевидно,
что с этим делом не все обстоит благополучно, и не только в России.
Как и у нас, художественное образование в Европе и США организовано
таким образом, что в музыкальных и художественных школах, ИЗО-студиях
обучение сосредоточено почти исключительно на технической подготовке
в области академической музыки и академического искусства. Результатом
долбежки-зубрежки является то, что после 7 лет гамм и этюдов 85
процентов выпускников московских, например, музыкальных школ НИКОГДА
В ЖИЗНИ больше не прикасаются к музыкальному инструменту ни под
каким видом. Более того, такая система образования, при которой
бездумно заставляют заучивать технологию воспроизводства академического
искусства, работает на разрушение восприятия этого искусства.
Результат: несколько десятков виртуозов-профессионалов и сотни
тысяч, миллионы ненавидящих музыку и искусство. Ситуация в этом
деле просто катастрофична: по существу музыкальное и художественное
образование нужно лишь самим преподавателям — как источник доходов
(точка зрения Теодора Адорно). Немецкий фольклорист Ф. М. Бёме
писал о «чудовищной антипоэзии воспитательниц детских садов» еще
в 1876. О.Т Леонтьева в своей книге о Карле Орфе пишет, что «детская
«антипоэзия» с тех пор не только не исчезла, а расцвела пышным
цветом, и ребенок становится буквально жертвой дурного вкуса родителей
и засилья навязываемого вкуса средств массовой коммуникации».
Оболванивание в системе ИЗО-студий начинается еще в дошкольном
возрасте. Одна моя приятельница-дизайнер вспоминала, что преподавательница
показала ей в первый же день занятий, что начинать надо с солнышка
и рисуется оно в левом верхнем углу листа. В конце занятия она
заметила, что у всех детей на рисунках в левом верхнем углу было
желтой краской нарисовано «солнышко».
Главная беда классической системы образования состоит в том, что
она не предназначена для раскрытия собственных творческих способностей
ребенка, не учит музыке или искусству, а нацелена на воспроизводство
системы навыков вне всякой зависимости от склонностей и способностей
детей, вне какой-либо зависимости от духа времени. Такое законсервированное
непонятное «неизбежное» зло! Зло, с которым ребенку можно, претерпев
стресс, только смириться.
Нельзя сказать, чтобы попытки выйти из этой ситуации не предпринимались.
Есть система Судзуки, почти неизвестная у нас, но распространенная
в США — особенно в области преподавания игры на скрипке. Предпринимал
попытки обучать детей современному искусству композитор и перформер
Маурисио Кагель. Наиболее известной и широко распространенной
системой художественного (прежде всего музыкального) образования
в мире является система немецкого композитора Карла Орфа. Возможно,
Орф за пределами нашей страны известен именно своей системой образования
(у нас преимущественно благодаря «Кармине Буране» в эстрадных
обработках). Орф построил свою систему на ритмах биологической
жизни, голосах природы. Ритм, движения тела первичны — затем архаические
элементы культуры, народные песни, считалки, присказки, дразнилки.
Инструменты — преимущественно ударные, часто собственного изготовления.
Такая система образования позволяла прежде всего раскрыть собственные
возможности ребенка, помочь начать импровизировать и творить.
Возможно, она не так эффективна для воспитания виртуозов в области
классической музыки (хотя все же не следует сбрасывать со счетов
и то, что австрийское правительство разместило центр орфовской
системы в Моцартеуме в Зальцбурге), зато совершенно точно среди
взрослых, прошедших в детстве орфовский Шульверк — намного меньше
невротиков и психотиков.
Человек, сконцентрированный на музыке в меньшей степени, чем я,
нашел бы еще больше сходства у студии детского дизайна «ДЭЗ №5»,
о которой пойдет речь, с обучающей практикой Баухауза,
впервые равноправно объединившего искусство и ремесло. Трудно
не заметить, что основные принципы студии совпадают с главными
постулатами Баухауза: исключительное внимание к природе и специфике
материала, утилитарность — применимость работ в повседневной практике,
обращенность в будущее.

Студия «ДЭЗ №5» была основана 17 лет назад архитектором и дизайнером
Михаилом Лабазовым и происхождение свое ведет от идей заявившего
себя в 80-е движения бумажной архитектуры. Чуть раньше вместе
с Андреем Савиным и Андреем Чельцовым М. Лабазов основал художественную
группу «Арт-Бля», которая помимо разнообразных перформансов и
акций запомнилась мне активным сотрудничеством с Николаем Дмитриевым
в организации пространства для концертов Новой Импровизационной
Музыки еще в перестроечные времена. Хочется добавить, что в итоге
скитаний художественной группы «ДЭЗ №5» по Москве, начавшихся
от студии при ДЭЗ на 1-й Брестской, давшей название проекту, Лабазов
и его товарищи остановились на московском Доме Самодеятельного
Творчества, при котором расположился основанный тем же Николаем
Дмитриевым широко известный, да что там — культовый культурный
центр «ДОМ». Более того,
ознакомиться с кухней «ДЭЗ №5» имеют возможность, как правило,
все музыканты, выступающие в «ДОМе», так как комната, в которой
занимаются дети, примыкает к сцене «ДОМа» и используется перед
концертами, как гримерка.

Студия «ДЭЗ №5» — единственный в своем роде, уникальный художественный
проект — детская студия, принимающая участие во всех значимых
выставках современного «актуального» искусства, таких, например,
как АРТ-МОСКВА или АРТ-КЛЯЗЬМА. Периодически устраиваются аукционы,
на которых продаются выставленные объекты, спроектированные детьми
студии и созданные с помощью взрослых (в студии постоянно работают
вместе с Михаилом Лабазовым художники Нина Русских, Василий Сошников,
Филипп Пищик).
Поначалу объекты, созданные в студии, напоминали объекты группы
«Арт-Бля» — статуи из скотча, крафт-бумаги, целлофана, картона,
найденных на помойке досок, обломков мебели и бытовых приборов.
Все — в соответствии с мусорной эстетикой московского искусства
поздне-советских времен (Оскар Рабин и художники «бульдозерной»
выставки). Постепенно пришли к стальному сварному каркасу, объекты
стали более прочными, долговечными. Вот список материалов, использованных
художниками студии из каталога выставки АРТ-КЛЯЗЬМА-2004: стальной
каркас, проволока, натуральный мех, полиэтилен, папье-маше, акрил,
ткань, светильники, скотч, фанера, поликарбонат, алюминиевые трубки,
фольга, бумага, поролон, дерматин, б/у детский велосипед, монтажная
пена, нитроэмаль, колеса, одежда, дерево, лак, фото, пластмассовые
вешалки, ботинки, москитная сетка, ролики.

Как правило, инсталляции и объекты, создаваемые в студии — это
нужные в быту вещи: вешалки (например вешалки в культурном центре
«ДОМ»), стулья («Безголовая птица счастья», «Упавший медведь»,
«Медуза Горгона», «Столовый носорог», «Лунатик», «Миссис Зонтик»,
«Черный половник», «Стул не для отдыха» и «Стул для размышлений
об атомной сущности Вселенной»), столы, аквариумы, плавсредства
(«спиноплав»), летательные аппараты (ракета «Люда») и др. средства
передвижения («Двойник мамы для поездок в метро», «Саняход»),
урны («Мусорозавр»), одежда и обувь («Сапоги для высоких луж»,
«Костюм муниципального собирателя дождя», «Костюм для папы, ночью
возвращающегося с работы» со страшненькими штучками, чтобы испугать
бандитов, «Костюм от маленького роста» для мам). Есть объекты,
которые Бодрийар в своей классификации отнес бы к категории гаджетов
(остромодных технических нововведений, могущих быть показателем
престижа — типа мобильного телефона или мп3-плеера) — «многофункциональный
трудно управляемый Катесимулятор», «генератор мысли с ножным приводом»,
«пугатель», «щекоталка-двойник или щекочущий прибор», «сесторкомародождезащитник,
«наГЛЕБник», «напоминатель АНГЕЛ vs. СМЕРТЬ».
В настоящее время объекты детского дизайна уже находятся в музеях
— например, в Ноябрьском Детском Музее, Художественном Музее Сургута,
в бывшем музее им В.И.Ленина в Красноярске — ныне Музее Современного
Искусства, а также раскупаются московскими клубами, ресторанами
и дизайнерскими бюро.

Роскошное издание «КРАТКОЙ ИЛЛЮСТРИРОВАННОЙ ИСТОРИИ БУДУЩЕГО»
в огромном картонном чехле я увидел под мышкой у Дмитрия Николаевича
Пригова в ДОМе, попросил посмотреть и тут же выпросил себе экземпляр
у Михаила Лабазова с обещанием написать о нем что-нибудь для «Топоса».
В книге, представляющей собой несомненный полиграфический шедевр,
каждый из 25 проектов «ДЭЗ №5» представлен в оформлении двух десятков
лучших дизайнеров и дизайнерских групп Москвы.


В заключение некоторые примеры:
Саша Юфик. Средства передвижения. OPEN! Design & Concepts:
Баржа «Red Double Пихто», корабль с уменьшительным механизмом,
«Базилио» (В 2581 году люди придумали средство передвижения для
котов. Стало очень много породистых котов — за ними надо много
ухаживать. У людей на это нет времени, и они решили, что коты
сами будут летать в химчистку и в парикмахерскую для животных.
Так появились костюмы «Базилио». В 2903 году коты стали очень
умными, так что они стали сами управлять своим костюмом.
1 — налапятники — для мягкого приземления л. з. и п. з. (левая
задняя и правая задняя) — тормоза
2 — напузоракетник (захлопывается человеком)
3 — нахвостник — ускорение
4 — наголовник — используется в качестве руля: куда кот поворачивает
голову, туда он и летит.


Средства передвижения для домашних жирафов
Средства передвижения для домашних жирафов придумали, чтобы жирафы
сами летали на выставки, Олимпиады и т. д., а люди сами добирались
до того места, куда полетел жираф. В 3005 году стало очень модно
заводить домашних жирафов (ДЖ). Поэтому ученые призадумались и
изобрели костюм для ДЖ. Человеку остается только нажимать на карте
пункт назначения (карта находится сбоку костюма) и ДЖ уже там.

Савин Иван. Музыкальные инструменты. Сергей Астафуров (дизайнер)
2101 — бензогитара
2152 — воздушный инструмент
2202 — коленобарабаны
3003 — реброструн
3005 — трубонос
Бензогитара.
Будет через 100 лет. Работает за счет взрывов, когда бью по струнам,
происходит взрыв. Во взрывателе взрывают бензин, по мере вибрации
взрывы громче.
(+)
Для небольших залов не нужны усилители, в отличие от электрогитары
не требует источников питания, работает на бензине, устойчива
к морозам и влажности.
(-)
Нагревается, выхлопные газы, очень громкая, требует бензин, больших
размеров, стираются пальцы, надо настраивать взрывы, тяжелая.
Трубонос.
Действует, как обычная труба, но поступление кислорода происходит
не через полость рта, а через нос.
(+)
Уменьшается по размерам. Легко перевозить. Простой ремонт и хранение.
(-)
Мутация человека, непохожесть на других.
В человеке удаляют ребра и взамен им вставляют струны. Играют
также как на арфе.
(-)
Очень тяжелая и болезненная операция. Обратно вживить ребра нельзя.
Нужно настраивать. Нельзя одновременно петь и играть из-за вибрации.
(+)
Всегда с собой. Не требует хранения. Не надо ни на что ставить.
Можно играть в любом месте и в любых условиях.

Егор Корнеев. Обувь. Владимир Кричевский (дизайн)
Четыре Истории будущего. (История 3). Уборочные ботинки.
«Папа с сыном пошли в «Макдональдс». Сын так быстро ходил,
а папа медленно. А когда они покушали, сына случайно вырвало,
а папа наступил, и за миг все исчезло. И они просто ушли домой».


Варя Корнеева. Государственная символика Про флаги. Про гербы.
Дизайнер Кирилл Заев.

Флаг — кусок ткани, который имеет свойство развеваться на ветру
и показывать информацию, имеет рисунок, что-то значащий.
В будущем флаг изменится в лучшую сторону. Некоторые государства
объединятся и сделают еще одни государства и у них будут свои
флаги.
О, этот флаг называется USA and H — Нидерланды (Голландия) и США.
Королева Голландии и Джордж Буш-младший поженятся, объединят свои
страны. Джорджа Буша-младшего коронуют и он станет править с королевой
Голландии.
Случится это, когда Джордж Буш откажется объединяться с Россией
по причине терроризма.
А это герб Белоруссии и России, он обозначает: вечность, бесконечность,
ислам, надежда, свобода.
Зеленый — надежда, свобода.
Полумесяц — символ ислама, мусульманства.
Солнце — богатство, изобилие.
Звезды — вечность.
Шар — земля, мир.
Окружность — бесконечность.
Сергей Летов
http://www.topos.ru/article/2805
http://www.topos.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий