-
Проблема отсутствия института обучения закупщиков по-прежнему стоит в России достаточно остро. Как результат – единицы профессионалов. Но положительные сдвиги все-таки есть. О проблемах байинга FU рассказали генеральный директор шоу-рума ATVS Fashion Group Татьяна Сибгатулина, байер Ирина Шакова и глава Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.
На сегодняшний день в России не существует специализированных образовательных программ по байингу. Тем не менее, как отмечает Анна Лебсак-Клейманс, поучиться все же есть, где. Например, эта дисциплина является составной частью программы "Бренд-менеджмент в индустрии моды" и краткосрочных двухмесячных программ в Образовательном Центре "Менеджмент и коммуникации в индустрии моды" в ГУ-ВШЭ. Отдельные аспекты профессии освещаются и на авторских семинарах в рамках деловых программ специализированных отраслевых выставок.Однако, по мнению Татьяны Сибгатулиной, подобные семинары и мастер-классы не решают проблемы, поскольку нужна не только теория, но и практика. "Тебе объяснили, как это сделать, а как повторить самому? Кто покажет и объяснит, в чем твои ошибки уже непосредственно во время работы?", - говорит владелица шоу-рума ATVS Fashion Group.
По словам г-жи Лебсак-Клейманс, лучшим практическим способом научиться байингу является совместная работа в качестве помощника с опытными практиками в любой профильной компании.Татьяна Сибгатулина убеждена, что лучше всего байеру на начальном этапе поработать розничным продавцом, чтобы понять, какой товар продается и поучиться общаться с покупателями.В свою очередь, байер Ирина Шакова (закупки брендов Murphy&Nye, Tommy Hilfiger, Mexx, Manoukian) считает, что продавец-консультант может стать байером только через такие промежуточные должности, как продавец-мерчандайзер и менеджер по мерчандайзингу. "С одной стороны, он будет легко понимать потребности клиентов бренда, с другой стороны у него разовьется творческий подход к работе. Но в первое время он не сможет нести полную ответственность за заказы, и должен будет проработать не менее одного года ассистентом байера", - говорит она.По мнению г-жи Сибгатулиной, стажеры-закупщики – это, в целом, опасная практика. "Байер – это практически ключевая фигура в компании. Как ты закупил, так ты и продал. Нужно досконально знать коллекцию. Новичок с этим просто не справится", - подчеркивает она."Конечно, нужен глаз, опыт. Это необходимое, но недостаточное условие. Нужно знать законы, науку, почему, что и как продается", - продолжает генеральный директор ATVS Fashion Group. Она предупреждает, что результат приходит не сразу. В начале своего пути байеру придется столкнуться с тренировками, ошибками, нудной кропотливой работой.Непредсказуемая РоссияВообще дело не только в отсутствии обучения, говорит Ирина Шакова. По ее словам, проблемы байинга в России, прежде всего, связаны с непредсказуемостью рынка и экономической ситуацией. Коллекции, как правило, заказываются за полгода вперед, и спрогнозировать стабильность на такой срок очень сложно. "Есть два абсолютно противоположных мнения: одни утверждают, что Россия преодолевает экономический кризис, и мы это увидим уже в начале следующего года, другие, наоборот, считают, что кризис только набирает обороты. В любом случае, серьезные колебания рынка в первую очередь отражаются на сегменте luxury. Меньше всего страдает сегмент дешевой одежды, хотя, судя по проводящимся в этих магазинах акциям, понятно, что "трясет" всех. Итог – сложность в прогнозировании количества заказываемого и сложность в выборе ассортимента", - отмечает Ирина.По ее мнению, проблемы байинга заключаются еще и в том, что один и тот же бренд может восприниматься как средний ценовой уровень в Москве и как люксовый в российских регионах. Практически нет брендов, которые подходят дифференцированно к ценообразованию в зависимости от региона и его финансовых возможностей."К тому же, понятие "fashion" воспринимается по-разному. То, что кажется невероятно гламурным на юге, покажется абсолютной безвкусицей на севере, - подчеркивает Ирина Шакова, - Чем город ближе к северу, тем вещи предпочтительнее добротные, ноские, классических цветов, чем ближе к югу - длина вещей становится меньше, разрезы глубже, на лицо обилие кружева, страз и пайеток".На все эти сложности накладывается еще одна тенденция – "Российский потребитель стал очень требовательным". Эпоха дефицита, когда можно было привезти все, что угодно и продать в ноль - в прошлом, конкуренция выросла в разы, на российский рынок вышли гиганты ритейла, модный товар можно найти во всех магазинах. "Сложно выбрать необычные модели, так как практически все отшивают однотипный товар, иногда даже на одной фабрике и из одних и тех же материалов", - говорит Ирина.Кстати, г-жа Шакова убеждена, что байеров-профессионалов в России не так уж мало. Как правило, они годами работают с одним и тем же брендом. "Если закупщик, проработавший в компании один год, называет себя профи, он себе льстит. Ведь коллекции заказывают 2-4 раза в год, и если оценивать работу байера, то она должна быть не менее 3-х лет в одной компании. Без многолетнего опыта работы здесь не обойтись, ведь даже интуиция байера вырабатывается годами", - заявляет она.Профессиональные навыки байера"Очень часто молодые специалисты мечтают стать байерами и считают, что эта интересная профессия позволит им проникнуть в самое сокровенное моды и посмотреть мир. Но это далекое от истины заблуждение. Байером может стать очень ответственный человек, который, прежде всего, способен оценить потребности других и их удовлетворить с выгодой для компании, в которой работает", - говорит Ирина Шакова.По словам Татьяны Сибгатулиной, байер должен не только учитывать российский менталитет и тенденции сезона. Главное, чтобы он ориентировался на того клиента, который приходит конкретно в его магазин. "Одежда – это очень субъективная вещь, хоть и продается по объективным законам", - подчеркивает она.Эту мысль развивает Анна Лебсак-Клейманс: "Часто именно байер отвечает за принятие решений о пропорциях ассортиментных групп, составе брендов и размерной линейке коллекций. Поэтому байер-профессионал должен не только разбираться в актуальных тенденциях моды, понимать особенности спроса "на моду" своих клиентов, но и обладать аналитическим бизнес-мышлением. Это и знание законов планирования, и умение ориентироваться в рыночной конъюнктуре, и способность адаптироваться к постоянным изменениям и принимать взвешенные решения. Кроме того, успешный специалист по байингу должен с одной стороны "чувствовать моду" и любить ее, смотреть вперед дальше, чем клиенты, но при этом признавать приоритет предпочтений клиентов, деликатно и аккуратно предлагая им новые идеи", - заявляет гендиректор Fashion Consulting Group.Байер Ирина Шакова резюмирует и коротко перечисляет главные качества и навыки закупщика:Стрессоустойчивость и выносливостьЗнание национальных особенностей партнера (байер бывает у партнера чаще, чем руководство компании, поэтому на нем лежит ответственность за имидж российской компании)Знание правил этикета, в том числе деловогоЗнание специфической лексики на иностранном языкеКреативность, чувство вкусаЗнание модных тенденцийУмение анализировать и прогнозироватьПостоянное самообразованиеЗнание национальных особенностей, в том числе, региональных (например, Москва и Петербург – две абсолютно разные группы клиентов)Регионы VS города-миллионникиУже давно не секрет, что региональные закупщики зачастую обходят своих столичных коллег, делая более модную выборку. "Много раз замечала, что региональные байеры более продвинутые и более модные. Столичные закупщики, скорее, рассчитывают на проходимость магазинов. А в регионах - более индивидуальный подход (речь, разумеется, о лучших). Там есть абсолютные феномены. Они, как правило, сами закупают, сами продают, сами обслуживают. При максимально сокращенных затратах получается максимальный КПД, успех, уважение, авторитет у клиентов и прибыльный бизнес", - комментирует Татьяна Сибгатулина.Ирина Шакова также отмечает, что заказанная региональными закупщиками коллекция легче читается - там нет тех позиций, которые московский байер может закупить как дополнение, зная, что на каждую вещь в большом мегаполисе всегда найдется покупатель. Дело в том, что региональные байеры просто не имеют права на ошибку, поскольку в регионах оплошности выявляются быстрее и их сложнее исправить, говорит Ирина.
(c)Fashionunited.ruhttp://ru-fashion.livejournal.com/profile
Это блог о моей жизни во всех ее аспектах: творчество, семья, работа и об открытии моей он-лайн школы "Открытый Мир". Добро пожаловать! Приятного Вам чтения! С любовью, Nataly.
Главные проблемы байинга в России
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий